Земские посевы

Земство и здравоохранение… Земство и сельское хозяйство… Земство и дорожное строительство… Земство и образование… Каждая из обозначенных тем «тянет» на полноценное изучение, но, верно, и малая статья сродни той капле, которая точит камень забвения, камень недооценки сделанного в полстолетия существования Земства вообще и Яранского в частности. Не берусь судить о всех сторонах, но об одной (почему-то ставшей мне близкой) выскажусь. О земском образовании… И о том, кто ж оценил его однажды самым неожиданным образом…

В 2018 году в селе Русские Краи Кикнурского района я разговаривал с тамошним старожилом Н.В. Галкиным. Николай Васильевич участвовал в Великой Отечественной войне на Дальнем Востоке. Об этом и рассказал мне. А потом, когда беседа перешла к «погодной» и «политической» составляющим, я спросил у Николая Васильевича: помнит ли он своих учительниц (именно учительниц, потому что перед тем разговаривал о выпускнице Яранской женской гимназии Евдокии Семёновне Овчинниковой с её правнучатым племянником в том же селе Р. Краи).

— Как не помню? Помню… Одна «купчиха, другая «поповка»…

Е.С. Овчинникова.
Е.С. Овчинникова.

Учился Н.В. Галкин в 1930-х годах, в Советском Союзе. А учителя, поди ж ты, из «царских проклятых времён»!

Яранское земство, начавшее свой исторический путь в 1867 году, одной из главных задач на первых же заседаниях признало введение всеобщей грамотности. И приступило к реализации задуманного, открывая новые и новые земские училища, поддерживая церковные школы (с 1884 года церковно-приходские) и школы грамоты. Главной проблемой в решении задуманного дела было почти полное отсутствие учительских кадров. Особенно своих, которые бы учились, жили и трудились в своём уезде.

Одной из таких «кузниц» стала Яранская Комиссаровская женская прогимназия, преобразованная на пятый год существования из женского приходского училища. Подтолкнуло к таким скорым преобразованиям вышедшее в мае 1870 года «Положение о женских гимназиях и прогимназиях». Последняя 45-я статья Положения давала право выпускницам прогимназий (неполных гимназий) занимать должности учителей или их помощников в начальных народных училищах. И с того времени многие из выпускниц (а к 1900 году таковых было 416) отправлялись сеять разумное и вечное во все уголки уезда. При этом следует подчеркнуть, что примерно такое же количество учительниц в земских училищах составляли выпускницы Вятского епархиального женского училища, открытого в 1863 году (роль этого заведения для девиц духовного звания заслуживает отдельного разговора и отдельных благодарственных слов за вклад в народное образование). После 1898 года, когда Яранская прогимназия была преобразована в гимназию, число классов и учащихся увеличилось. При этом и число всевозможных школ уезда перевалило за двести. Уже и двухклассные училища в Царевосанчурске и Кукарке были преобразованы в прогимназии, затем в гимназии, но нужда в учителях не пропадала. Всё же, изучая учительский состав земских школ 1906 года, например, видно, что большинство учащихся имеют гимназическое (не всегда полное) образование.

При этом поражает сословный состав: в основном дочери мещан и крестьян. Иногда в учительскую среду приходили целыми семейными «выводками». Сёстры Глушковы, Юлия и Анастасия Константиновны, Шешины Капитолина и Екатерина Георгиевны… Из яранского мещанского гнезда Серапиона Петровича Никифорова, бывшего одно время (в 1900 году) членом городского сиротского суда, занялись учительской деятельностью четыре его дочери: Екатерина с (1900 года) в Лисе Черемисской (ныне Санчурский район); София (с 1900 года) в Великореченском (ныне Санчурский район); Елизавета (с 1901 года) и Елена (с 1902 года) в Улеше (ныне Кикнурский район). И дочери чиновников не шарахались от учительства. В Яранском женском училище с 6-го октября 1904 года работала дочь уездного исправника Анна Владимировна Таширева. Ещё одно учительское семейное «гнездо»: дочери помощника начальника Яранской почтово-телеграфной конторы Александра Петровича Барминова. В 1900 году помощницей учительницы в соборной церковно-приходской школе начала трудиться его дочь Ольга. С 1901 года в деревне Малый Кугунур (ныне Оршанский район РМЭ) трудилась Вера; с 1903 года в селе Макаровка (ныне Пижанский район) — Татьяна.

В 1908 году, после выхода Постановления Правительства Российской империи о субсидировании земств, вводящих на своих территориях всеобщее образование, был разработан план введения поголовной грамотности в течение ближайших 10 лет, то есть до 1918 года включительно. С 1909 года были открыты первые (из 250 приблизительно) земские школы по этому плану. После реализации этих замыслов в уезде было бы около пятисот земских школ. Впечатляет! Как, впрочем, и то, с какой скоростью многие из них были ликвидированы… В 1911 году, после кончины мужа, вернулась в Русские Краи Ольга Васильевна Кремкова, выпускница Вятского епархиального женского училища (фото на стр. 24). Примерно в это же время учительским трудом занялась выпускница Яранской Комиссаровской женской гимназии Евдокия Семёновна Овчинникова. Аккурат «поповка» и «купчиха», о которых помнит Николай Васильевич Галкин. Несколько десятилетий делились с учениками своими добротными светлыми знаниями две учительницы — Ольга Васильевна и Евдокия Семёновна. А ордена В.И. Ленина, полученные ими в 1949 году, верно, есть и благодарность начавшим народное просвещение в 1860-х годах…

Сеогей ШЕЛЕПОВ.