Однажды один молодой человек поинтересовался у меня: правда ли, что по старому Московскому тракту проезжала Екатерина II и в честь этого события старые березы, высаженные вдоль него, до сих пор называют Екатерининскими?
Еще круче пришлось слушать одного собеседника. Он даже кулаком в грудь стучал, рассказывая свои семейные предания. Что его далекий предок видел своими глазами Екатерину II, «как я тебя», и сопровождал её на своем новом нарядном тарантасе.
Верить или не верить таким семейным преданиям старины далекой, вопрос, конечно, интересный. За ответом я направился в краеведческий отдел областной библиотеки им. А.И. Герцена города Кирова и вот что выяснил.
Наряду с денежными налогами на вятское население возлагались и натуральные повинности. Одной из наиболее тяжелых была повинность по сооружению почтовых трактов грунтовых и шоссейных дорог, которые соединили бы между собой все губернские центры. На территории Вятского наместничества намечено было проложить несколько трактов, в том числе Московский (из Вятки на Орлов — Котельнич — Яранск — Санчурск — Козьмодемьянск — Нижний Новгород — Владимир — Москву); Казанский (из Вятки на Нолинск — Уржум — Малмыж — Арск — Казань); Сибирский (из Вятки на Слободской — Глазов — Оханск — Пермь — Екатеринбург и дальше); Петербургский (из Вятки на Слободской — Шестаков — Великий Устюг); Пермский (из Казани через Малмыж — Кильмезь в Пермь).
По этим дорогам предполагалось построить почтовые станции на расстоянии 25–30 верст друг от друга, при которых находились бы перекладные лошади и ямщики. Вот вам и фамилия Ямщиков, которая встречается в 10 районах области: Кирово-Чепецком, Верхошижемском, Тужинском, Нолинском, Кикнурском, Яранском, Санчурском, Уржумском, Малмыжском и г. Кирове. В районах, расположенных далеко от почтовых трактов, эта фамилия совсем не встречается.
Некоторые ямщики ямской службы перевозили грузы за определенную плату — барыш. За перевоз до Москвы брали с пуда за провоз — отсюда появились Перевозчиковы. Эта фамилия встречается в 15 районах области, в основном на левом берегу Вятки по Казанскому тракту.
Своеобразную натуральную повинность жителям Вятской губернии пришлось выполнять в 1786–1787 годах во времена путешествия Екатерины II из Петербурга в Крым для обозрения присоединения в 1783 году к России территории бывшего Крымского ханства. Для передвижения императрицы и её свиты требовалось большое количество лошадей и ямщиков.
Вятское наместничество было обязано поставить под поезд царицы 987 лошадей и свыше тысячи прилично одетых людей, которые обслуживали четыре станции на пути следования Екатерины II.
Вот откуда возникло семейное предание моего собеседника Н. Ямщикова родом из Нолинского района. Оказывается, не только его предок видел лично императрицу Екатерину II, но и свыше тысячи вятских мужиков-ямщиков «прилично одетых людей».
Московский тракт строили наши предки. За каждой деревней были закреплены определенный участок дороги, его строительство и обслуживание. Березы были посажены, как защитные полосы. Проезжала императрица Екатерина II по вятским дорогам? Таких сведений нет. Вятские губернские ведомости свидетельствуют о пребывании императора Александра I в Вятке и Слободском.
Из современных первых лиц государства на Вятской земле были проездом в Сибирь И.В. Сталин, Л.И. Брежнев, который, правда, даже не вышел из вагона поезда. Б.Н. Ельцин с частным визитом к своим сватам из Оричевского района. Д.А. Медведев для обозрения Вятской земли.
Всех чаще, конечно, здесь бывал И.В. Сталин. Первый раз пешком в кандалах как каторжанин, через города Яранск и Вятку в Туруханск. Второй раз, когда бежал из ссылки. Очень интересную историю пришлось слушать от жителей города Слободского. Подойдя к Слободскому, И. Джугашвили, чтобы не попасть в руки жандармов, решил обойти город ниже по течению р. Вятки у села Спасского, но глухой осенью лед оказался очень тонкий. Утром два рыбака, отец с сыном, пошли проверять свои рыболовные снасти, увидели на берегу лежащего человека, почти в безжизненном состоянии. Взвалили на себя и принесли домой. Долго выхаживали его, наконец, поставили на ноги. Когда И. Джугашвили стал И.В. Сталиным, не забыл «закон горцев», кому обязан своей жизнью. В Москву был доставлен сын рыбака — А. Поскребышев, который стал личным секретарем И.В. Сталина. Третий раз на Вятской земле был вместе с Ф.Э. Дзержинским в 1918 году по строительству оборонительных рубежей от армии А.В. Колчака.