Наукой окрылённый

Памяти Александра Андреевича Спицына

Прослеживается жизненный путь одного из родоначальников российской археологии. Изучено свыше 20 книг и брошюр А.А. Спицына. Осуществлён опыт постижения душевных свойств учёного по его научным трудам. Не лишена внимания и тема гражданственности. Использован новый архивный материал.

А.А. Спицын

14 августа 1858 г. в Яранске родился один из лучших его сынов — Александр Андреевич Спицын, классик в науке, обаятельный человек. Но таким его назовут в ХХ в. Яранская пора была короткой, и он не мог её запомнить. Когда Спицыны переехали в Котельнич, мальчику вряд ли исполнился год. А отец его Яранск не забыл. Трудясь здесь у откупщика Кузьмы Беляева, он, мещанин, многое открыл для себя, имел твёрдый доход. Библиофил и меценат Беляев был средь вятских друзей А.И. Герцена. Но в 1858 г. Беляева не стало, и благополучие Спицыных ушло.

Есть мнение, что отец подогревал интерес сына к былому. Но этого мало. В зрелые годы Александр вспоминал: «От отца, страстного охотника, рыболова, любителя стихов и религиозного человека, я получил гуманный душевный склад»[1]. Одновременно отметил деда и бабку, крестьян с большим трудолюбием, — нашёл, что и они влияли на его формирование.

Андрей Спицын не имел в Котельниче успеха. Более того, не отличался физической крепостью. И в 1868 г. скончался, оставив жену с четырьмя детьми. Над семьёй нависла угроза. «Чрезвычайный» ум матери, однако, помог. В высоком порыве она устремилась в Вятку, связав счастье детей с образованием. Перебиваясь с копейки на копейку, устроила их в гимназию. В 1868 г. гимназистом стал и Александр.

Учёба долго давалась ему с трудом. (И у великих были проблемы с ней: вспомним хотя бы Сергия Радонежского). На гимназию ушла лишняя пара лет. Уже во втором классе его оставили на второй год. С древними языками было особенно туго. (Их ввели в 1871 г., после преобразования гимназии в классическую.) Отдушиной стали «сочинения» да геометрия, способности к чему открылись в четвёртом классе. Геометрические задачки решались запросто. Вскоре он увлёкся новыми языками и даже стенографией. Раз за разом подтверждался интерес к истории. Сверстники заслушивались его рассказами о прошлом.

В числе одноклассников был Константин Циолковский, будущий «отец космонавтики»; а классом младше учился Владимир Бехтерев, кому предстояло прославиться в медицине. Как бы там ни было, Александр окончил гимназию плохо — предпоследним из 15 человек. Мешала всё та же бедность. На гимназическом фото 1872 г. он выглядит худеньким, серьёзным отроком. Из года в год носилась одна одежда, приходя, наконец, в полную негодность. Денег на учебники не было. Судьба не баловала его и «копеечными сказками». При всём этом особую роль приобретало «самообразование».

Идеи 1860-х гг. влияли на вятских гимназистов. Старшие прививали их младшим. Охотнее читались В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Дж. С. Милль. Библиотека «передовых» книг была в доме, где жил Пётр Шуравин — другой товарищ Александра по гимназии. Модная тогда любовь к естествознанию не миновала Спицына. Имя Ч. Дарвина многое ему говорило. В старших классах естествознание приобрело и практическую сторону. Помимо химии, увлёкся ботаникой, минералогией. Предпочтение отдал геологии, назвав её величавой наукой. А литературу и искусство по-базаровски отверг — как постыдное дело, даже «болтовню». Будущее было понятным: обязательно университет и естественные науки. Жить «для народа», «для дела» виделось высшим смыслом, чему Спицын никогда не изменял. То был идеал разночинцев; к ним он и принадлежал.

В какой-то момент началась дружба с Ефимом Скурихыным, выходцем из орловских крестьян, однокашником. Ефим зачитывался И. Кантом, заразив Александра любовью к философии. Оттого в Петербургском университете Александр поступил на историко-филологический факультет, где философия была в чести. В столицу прибыл «со светлыми надеждами и без гроша»[2]. Шёл 1878 г. Поселился у Скурихина, делившего с другом скудный достаток. Расходам вели строгий учёт, выделяя на еду пять-семь копеек в день. Через полгода выдалась педагогическая практика, и уроки поправили положение Александра, не спасая, впрочем, от бедности.

Обязательные университетские лекции он посещал лишь первые месяцы. Жизненный водоворот захватывал. Научные предпочтения потребовали переоценки. Философия уже не устраивала. Победила склонность к отечественной истории, чуть не на уровне инстинкта. Присущий ему патриотизм, лекторское искусство столичных историков сделали интерес необратимым. Он сам признавался: «Я искренний патриот, и процветание России — вот что входит во все мои помыслы»[3]. Кумиром стал К.Н. Бестужев-Рюмин — светило среди профессоров–историков.

Одной лишь науки оказалось мало. К работе в студенческой библиотеке, изданию иных лекций прибавилась активная общественная деятельность. Все университетские годы он был в Комитете вспомоществования студентам. Времени не хватало ни на лекции, ни на студенческое научное общество. Авторитет в глазах товарищей и профессоров будто снижался. Тем не менее он «чувствовал себя специалистом в русской истории и человеком, преданным науке»[4], которой уже окрылялся. И не случайно, когда на старшем курсе возник «Кружок русской истории», к нему примкнул и Александр. Здесь росла дружба с С.Ф. Платоновым, будущим академиком. «Счастливые впечатления молодой школьной жизни» он связывал с тем кружком. Пытливый ум рвался к истине. Порой противоречил великим историкам — Н.М. Карамзину, Н.И. Костомарову, В.О. Ключевскому, как в рассуждениях о путях расселения русских. Не оттого ли его диссертация сначала не прошла? Потребовалось сменить тему. Хотя кто-то счёл его «непокорным бунтарём»[5]. «Каталог древностей Вятского края» стал новой кандидатской, которую удалось защитить и издать. После университета ждала Вятка, где бедствовала семья. Он просто рвался на родину.

1 августа 1882 г. началась его служебная деятельность. Место учителя Вятской Мариинской женской гимназии дало постоянный доход. Преподавал историю и словесность. Разносторонние таланты проявлялись всё чаще. Множатся его публикации на темы былого, для чего потребовались «хлопотливые розыски»[6] материала.

Вятка была провинциальной; число её жителей не превышало 30 000. Но в истории родных мест увлекало многое: от колоколов, книжных источников до становления Мариинской гимназии. Он видел и «загадочное в нашем... прошлом»[7]. Вес Спицына рос. В 1884 г. его избрали в Губернский статистический комитет, который издавал краеведческие сборники, вёл исследовательскую работу.

Перу Спицына в Вятке принадлежал также «Орфографический словарь» и «Азбука для школьного и домашнего обучения». То было знаком педагогической харизмы. Нет сомнений: преподавание увлекало его, благо встречались яркие ученицы. Особо запомнилась Елена Пьянкова, окончившая гимназию с золотой медалью.

В 1886 г. возобладало увлечение археологией. На археологические поездки деньги нашлись: их выделяла известная археологам графиня П.С. Уварова, положительно оценившая «Каталог», войдя в постоянный деловой контакт со Спицыным. Сердце его отзывалось на добро: «Я очень чувствую ласку»[8]. Но «ласка» требует объективной оценки. Всё добытое в ходе раскопок он передавал Московскому археологическому обществу, руководимому Уваровой: очевидно, такой была договорённость. Причём Общество могло и «подгонять», предлагать вновь археологические поездки. Спицын порой заставлял себя: «сердился, негодовал, раздражался»[9]. Но всё покрывало высокое вдохновение.

За успехами дело не стало: залогом было «трудолюбие, настойчивость, упорство». Занятия свои он и сам называл «неумеренно-усиленными»[10], продолжая публиковать работы по древней истории и археологическим памятникам на Вятке: число их достигло 70[11]. Всё писалось добротным литературным языком.

В 1887 г. он стал участником археологического съезда в Ярославле, привезя туда 238 раскопанных, собранных на Вятке экспонатов[12]. В сборе нашлись доброхоты. Особо помогли полицейские из родного Яранска[13]. Провинциальный исследователь, он произвёл на съезде сильное впечатление. Точно о себе самом писал он позднее: «...среди местных археологов могут воспитываться прекрасные знатоки, даже более осведомлённые, чем представители академической науки...»[14].

Между тем его археологические изыскания выходили за родные пределы. Разъясняет он сам: «Такова судьба археолога: выступают всё новые и новые задачи там, где, казалось, всё сделано»[15]. В 1891 г. он вёл раскопки близ Боровска Новгородской губернии, в окрестностях Пафнутьева монастыря. Немного освободившись, посетил К.Э. Циолковского, преподававшего в Боровском училище. Оживлённым и загорелым увидел его Константин. Быстро нельзя было наговориться, и Спицын провёл в Боровске несколько дней. Выяснилась материальная нужда Циолковского, и Спицын помог ему в издании первой книги, ограничив себя самого. Дружба однокашников не разрывалась; переписка была постоянной, прекратившись со смертью одного из адресатов. Друзья Спицына не знали удержу в общении с ним: его можно было «перехватить», «заставить прожить у себя две недели»[16].

Наука покоряла его целиком. Тем временем, не будучи карьеристом, он рос в Вятке и на служебном поприще, получив через девять лет чин коллежского советника. Хотя постоянно был в долгах, много помогая ближним.

31 января 1892 г., ещё до конца учебного года, он простился с гимназией. Вновь ждал Петербург. По ходатайству историков С.Ф. Платонова и Н.И. Веселовского его пригласили в штат Императорской археологической комиссии (ИАК) — своеобразного «министерства древностей». По словам Спицына, всё произошло «самым неожиданным образом»[17].

Перед отъездом он подарил Вятской публичной библиотеке многие свои печатные труды, снабдив автографами[18]. Что до гимназии, то прощание с ней было трогательным. На вручённом ему отрезе муара сияло золотом: «На память дорогому воспитателю...»

После отъезда из Вятки археологические экспедиции участились. Рекогносцировки, разведки...— впечатляет уже терминология. В мае 1893 г. ИАК командировала его в Астраханскую губернию. Будучи выдающимся учёным, он не пренебрёг беседами с астраханскими старожилами. И поиски были не напрасны. Помимо прочего, он нашёл до 300 монет, включая арабские, и небольшую железную печать очень древнего происхождения[19].

Совершались всё новые поездки, и результат был: «В Комиссии... копится огромный материал, с которым совершенно не знаешь, как сладить»[20], — делился он с другом. Цели были значительны: «Не довольно найти вещи. Нужно угадать мысль лица, устроившего памятник»[21]. Но здесь Спицын ограничивал себя: «Догадок... в... своей работе мы... не допускаем»[22]. Прибегал к масштабному анализу, сверяя летописи с археологическими данными. Одна из целей была: «Привести в систематический порядок летописные известия»[23]. В синтезе он тоже был научен, опираясь только на обоснованные факты.

Его увлекает всё в материальной жизни русских. Зреет замысел издать «Словарь русской старины». Подготовительный труд вылился в оформление 100 000 информационных карточек: всё сделал собственноручно. И ещё: 188 папок ценнейшего материала по археологии — знаменитые «спицынские корочки»[24] — пополнили национальное достояние. Писал обзоры древностей почти по всем губерниям. Подтверждались его «огромные знания и творческие способности»[25]. «Словаря» не было — а картотека открывалась для всех желающих, консультации по обзорам получали все, кто хотел. Не случайно его нарекли «всегда благорасположенным к людям»[26]. Знакомых он уверял: «С удовольствием выполню Ваши всевозможные поручения»[27]. Неравнодушие Спицына находило разные проявления. Порой он болел душой за страну. Голос его высился до патетики: «Обращаюсь к обширному кругу русских интеллигентных людей с горячей просьбой принять участие в судьбах наших памятников старины, непрерывно и безвозвратно исчезающих от невежества и корыстного расхищения. Это национальное и общечеловеческое сокровище...»[28].

Неприятности забывались в работе, где, по Спицыну, «необыкновенная притягательная сила и... полное удовлетворение»; а «результат её... бодрое движение науки вперёд»[29]. В другой раз он заявил: «...наша страна чрезвычайно обильна памятниками старины... Раскопки у нас крайне интересны и содержательны. Русская археология переживает теперь своего рода героическое время... Нашу археологию ожидает... блестящее развитие...»[30]. А если время то героическое, он, безусловно, герой. Но трудно сказать, где воодушевлялся он больше: на раскопках или в рабочем кабинете. В 1890-е гг. он писал: «Чувствую обычное своё осеннее вдохновение, сижу за столом, пока глаза дозволяют»[31]. Усталость, впрочем, могла одолеть — даже в кабинете на Мариинской набережной, где был его дом. Однажды он признался: «...пора и отдохнуть. Хочется побродить где-нибудь у речки с удочкой в руках»[32].

В 1893 г. началось общение с Н.К. Рерихом, который увлёкся раскопками и лучшего наставника, чем Спицын, просто найти не мог. И правда, едва ли не главное в становлении Рериха как учёного сделал Спицын. Великодушный, он допустил юношу в хранилища археологических коллекций, встречался с ним чуть ли не еженедельно, не отказываясь и от деловой переписки. «Общение со Спицыным стало настоящей школой для Рериха»[33]. Однажды метр признался: «Мне всегда нравилось выводить в люди начинающих археологов»[34]. Ради «начинающих» он пишет научные руководства по разведкам и раскопкам. И нам понятно обращение Рериха к Спицыну: «Глубоко Вас уважаю и предан душевно»[35]. Общение с «начинающим» принесло пользу. В оформлении монографии Спицына, вышедшей в 1896 г., участвовал Рерих, известный и как выдающийся художник. Монографию сочли роскошным изданием. Но лишь участием Рериха успех не объяснишь: рисунки курганов, помещённые в книге, выполнил сам автор. Он не сомневался: Россия — «страна бесчисленных курганов»[36].

Но столь характерные объекты вызывали и разочарование. По итогам одного из археологических сезонов он должен был констатировать: «Итак, все раскопанные курганы оказались уже разграбленными»[37]. Раз за разом сталкивался с фактами кладоискательства, принимавшего дух лихорадки. Сам же не искал корысти. «Я не собираю коллекций»[38], — признался он в письме к другу. Музеи часто получали его дары.

1894 г. принёс новую изрядную радость: 30 марта Императорское русское археологическое общество (ИРАО) наградило его серебряной медалью за труд «Древности Вятского края»[39]. Спицын был действительно достоин. Решение проблем археологии сочетал с систематизацией материала. По его мнению, «только систематическими исследованиями наука делает твёрдые и решительные шаги вперёд»[40]. Систематизатором назвал Спицына и академик Б.А. Рыбаков[41]. Порой требовался элементарный порядок. «Мне хочется, — писал он однажды, — чтобы каждая вещь имела более или менее объективную дату»[42]. Говоря об «односторонности... археологических исследований»[43], мечтал о масштабных проектах. Достигнутым никогда не удовлетворялся. «Настоящее дело меня ждёт в будущем»[44], — говорил сам себе. Таким и запомнился: «необычайно скромным и простым человеком, требовательным к себе...»[45].

А 3 апреля 1894 г. на заседании Русского отделения ИРАО он давал объяснения по выставке древностей, поступивших в ИАК из разных губерний за предыдущий год. «Украшением всей выставки, — писал дореволюционный автор, — служит замечательная коллекция серебряных сасанидских[46] вещей, найденных в Глазовском уезде Вятской губернии, состоящая из пяти серебряных блюд...»[47]. И нет сомнений, что коллекция найдена Спицыным.

Но почивать на лаврах он не хотел. Летом того же 1894 г., по поручению ИАК, вёл раскопки на территории Пермской губернии. И 6 октября на заседании ИРАО заслушали его отчёт «Могильники Камской Чуди X века». Интерес был большой.

В 1898 г. он женился на Елене Пьянковой, памятной ему по Вятке. Знакомые видели в нём закоренелого холостяка. И нам понятно его письмо в год свадьбы: «...буду не один, а с женой (да, это точное выражение!)»[48]. Супруга была младше на 12 лет. Три дочери и сын родились от того брака. Стоит заметить, что в иных археологических экспедициях семья сопровождала Спицына. Историк В.А. Бердинских привёл факт, что однажды жена Спицына целое лето спала на сундуке с черепами. Не надо удивляться, ведь ещё до женитьбы он писал про Елену: «Невеста моя столь же непритязательный человек, что и я»[49].

Охота к раскопкам не миновала детей. Всё начиналось с игры. Случалось, что, руководствуясь правилами археологии, дети раскапывали песчаный холмик, под который отец клал конфету. «Детишки милы»[50], — радовался он.

«Кроме археологии, для него, в сущности, другой настоящей жизни и не было»[51]. «Археологом–энтузиастом»[52] назвал его академик С.А. Жебелев.

Избранные труды

Авторитет Спицына неуклонно рос. В 1907 г. один из центральных журналов писал о нём: «...удивляешься... исключительной энергии и осведомлённости А.А. Спицына. Трудно назвать ещё кого-нибудь, кто бы так самоотверженно и широко работал в Русском отделении нашего Археологического общества»[53].

В 1909 г. он стал преподавать в Петербургском университете: читал курс по русской археологии — первым в истории страны. Причём звание приват-доцента получил без предварительного испытания, что было уникальным случаем. Научная слава Спицына стала уже общеизвестной. Он был непререкаемым знатоком бронзового века, русских древностей. Круг научных интересов ширился: нумизматика, русская миниатюра, предметы с выемчатой эмалью... — всё новые темы, вдохновлявшие на яркие эпитеты: «любопытнейший... великолепный... весьма не лишённый красоты...»[54].

Между тем связи с родным Вятским краем он терял. В 1911 г. Сарапульский земский музей благодарил его «за содействие, оказываемое им Комитету музея своими советами в разных... делах...»[55]. Но авторитет Спицына был всероссийский.

Не мудрено, появились и недруги. Его обвинили в поддержке розни средь археологов двух столиц[56]. Он отозвался с грустью: «Очевидно, что кошка пробежала меж людьми; они перестали друг друга понимать...»[57].

О взглядах его на революции, на 17-й год в частности, информации нет. Известно только, что, целиком погружённый в науку, он не вступал ни в одну из партий. В работах его нет малейших признаков политизированности.

По окончании Гражданской войны Спицына пригласили в Каунас, где он сотрудничал с местным военно-историческим музеем. Итогом работы в Прибалтике стала статья «Литовские древности»[58].

В 1923 г. он приезжал в Вятку на Первый областной краеведческий съезд. Черты прошлой жизни просматривались уже не чётко. Порой думалось подводить итоги.

Рубежным стал 1927 г. — его, уже профессора, избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР. И резонен вопрос: не слишком ли поздно для столь маститого учёного, воспитавшего плеяду замечательных историков? Стоит также сказать, что возможности его были не те, что до революции. В 1927 г. он обмолвился, что «составил описания многих губерний и выжидает благоприятного момента для их издания»[59]. А раньше «выжидать» не приходилось.

Тем не менее свыше 300 научных трудов было уже опубликовано. Но в 1931 г. столь плодотворная деятельность встала — Александр Андреевич ушёл из жизни. В признание заслуг его похоронили на Смоленском кладбище Петербурга, где покоятся А.А. Блок, знаменитые учёные П.П. Семёнов-Тянь-Шанский, В.В. Петров, Н.Н. Зинин, чтимая православными Ксения Петербургская и др. «Одним из лучших сынов русского народа» назвала его в 1948 г. редакция «Советской археологии»[60].

Уже свыше 80 лет, как учёный скончался. Но связь с ним будто сохранилась. Сквозь толщу десятилетий доносится его голос: «Памятники старины непрерывно гибнут... Необходимо спасать... наш драгоценный исторический материал...»[61].

Валерий ВЯТКИН.
16 сентября 2012 г., Пермь.

Примечания

  1. Цит. по: Формозов А. А. К биографии А. А. Спицына // Советская археология. 1987. № 2. С. 263.
  2. Там же.
  3. Цит. по: Бердинских В. А. Русская провинциальная историография второй половины девятнадцатого века. М. — Киров, 1995. С. 182.
  4. Там же. С. 264.
  5. Дёмин В. Н. Циолковский // htpp://lib.rus.ei/b/146992/read.
  6. Спицын А. А. К истории вятских инородцев. Вятка, 1888. С. 1.
  7. Спицын А. А. Историко-археологические разыскания // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. XIX. 1909. Январь. С. 77.
  8. Цит. по: Бердинских В. А. Указ. соч. С. 182.
  9. А. А. Спицын — Ф. А. Теплоухову, 18 сентября 1888 г. // Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 613. Оп. 2. Д. 500. Л. 4.
  10. А. А. Спицын — Ф. А. Теплоухову, 5 февраля 1889 г. // Там же. Л. 7.
  11. История города Кирова: 1374–1974. Киров, 1974. С. 76.
  12. Бердинских В. А. Указ. соч. С. 176.
  13. Спицын А. А. Новые сведения по доисторической археологии Вятского края. Вятка, 1887. С. 4.
  14. Спицын А. А. Разведки памятников материальной культуры. Л., 1927. С. 4.
  15. Спицын А. А. Новые сведения о медном веке в средней и северной России // Записки Русского отделения Императорского русского археологического общества. Т. II. С. 10.
  16. А. А. Спицын — Ф. А. Теплоухову, 13 августа 1894 г. // ГАПК. Ф. 613. Оп. 3. Д. 81. Л. 2.
  17. Там же. Л. 1.
  18. Петряев Е. Д. Вятские книголюбы. Киров, 1986. С. 109.
  19. Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским археологическим обществом. 1893. № 7–8. С. 262–264.
  20. ГАПК. Ф. 613. Оп. 2. Д. 500. Л. 29 об.
  21. Спицын А. А. Археологические раскопки. СПб., 1910. С. 7.
  22. Спицын А. А. Земля и люди на Вятке в XVII веке. Вятка, 1886. С. 1.
  23. Спицын А. А. Свод летописных известий о Вятском крае. Вятка, 1883. С. 3.
  24. Пасек Т. С., Латынин Б. А. К столетию со дня рождения А. А. Спицына (1858–1931) // Советская археология. 1958. № 3. С. 4.
  25. Там же. С. 6.
  26. Там же.
  27. ГАПК. Ф. 613. Оп. 3. Д. 81. Л. 1.
  28. Спицын А. А. Археологические разведки. СПб., 1908. С. 3.
  29. Там же. С. 96.
  30. Спицын А. А. Археологические раскопки. С. 5.
  31. ГАПК. Ф. 613. Оп. 3. Д. 81. Л. 3 об.
  32. А. А. Спицын — Ф. А. Теплоухову, 8 июня 1889 г. // Там же. Оп. 2. Д. 500. Л. 8 об.
  33. Мельников В.Л., А.А. Спицын и Н.К. Рерих // htpp://ethics.narod.ru/articles8/3604.htm.
  34. Цит. по: Там же.
  35. Там же.
  36. Спицын А. А. Расселение древнерусских племён по археологическим данным // Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Вып. VIII. С. 302.
  37. Спицын А. А. Археологические материалы и мелкие заметки. СПб., 1902. С. 36.
  38. ГАПК. Ф. 613. Оп. 2. Д. 500. Л. 2 об.
  39. Археологические известия и заметки... 1894. № 5. С. 167.
  40. Спицын А. А. Археологические разведки. С. 3.
  41. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–ХIII вв. М., 1982. С. 68.
  42. ГАПК. Ф. 613. Оп. 2. Д. 500. Л. 21 об.
  43. Спицын А. А. Заметка о курганах Курской губернии // Археологические известия и заметки... 1894. № 10. С. 327.
  44. Цит. по: Пасек Т.С., Латынин Б.А. Указ. соч. С. 5.
  45. Там же. С. 6.
  46. Сасаниды — династия иранских шахов, правившая в 224–651 гг.
  47. Археологические известия и заметки... 1894. № 5. С. 167–168.
  48. ГАПК. Ф. 613. Оп. 2. Д. 500. Л. 12 об.
  49. Там же. Л. 13.
  50. Там же. Л. 30.
  51. Советская археология. 1948. Т. Х. С. 7.
  52. Жебелев С. А. Археолог–энтузиаст // Там же. С. 9.
  53. Старые годы. 1907. Март. С. 101.
  54. Спицын А. А. Предметы с выемчатой эмалью. СПб., 1903.
  55. Краткий отчет о деятельности Музея Сарапульского уездного земства за время с 5 апреля 1911 года по 1 января 1912 года // Известия Сарапульского земского музея. 1913. Вып. 3. С. 66.
  56. См.: http://www.old.kurskcity.ru/book/historian/spicin.html.
  57. Цит. по: Бердинских В. А. Указ. соч. С. 181–182.
  58. См.: Государственный архив Кировской области. Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 60. Л. 142.
  59. Спицын А. А. Разведки... С. 4.
  60. Советская археология. 1948. Т. Х. С. 7.
  61. Спицын А. А. Археологические раскопки. С. 6.