Читая старые книги, находишь интереснейшие сюжеты. Некоторые злободневны сегодня так же, как и сто лет назад. В «Вятских епархиальных ведомостях» № 18 за 1902 год от 16 сентября помещена статья «Взгляд на пьянство в народных пословицах». Прочитав ее, вы убедитесь в том, что вопрос пьянства стоял перед нашими предками тоже довольно остро.

Души потопление

Что русский народ крепко любит «выпить», это всем известно. Нет ни одного сколько-нибудь серьезного события в его жизни, к которому бы он не приурочил «выпивку». В гостях, на праздниках, на базарах и ярмарках, на свадьбах, крестинах, поминках, при свидании и разлуке с родными и знакомыми, с горя и радости, при продаже и купле, при выборе в должность, при найме, дележке земли, леса, лугов и прочего употребляется вино. Поэтому не мудрено, что употребление вина возросло у нас до самых широких размеров, приняло характер народного бедствия, на борьбу с которым в последнее время, кроме духовенства, выступило и высшее общество со своими развлечениями для народа. Много и в литературе, особенно медицинской и проповеднической, появилось брошюр и книг, направленных на искоренение пьянства в народе. Сам же народ как-то безучастно относится к этой борьбе, он, видимо, не расположен покончить со своим пьянством, из уст его, скорее, слышится оправдательный приговор этому злу, несмотря на все его ужасные последствия.

Фабричные и заводские после получки жалования

Пословицы о пьянстве почти забыты нынешним народом, между тем они представляют для обличения пьянства ценный аргумент, которым очень удачно могут воспользоваться ревнители народного отрезвления; ценный, потому что и сам народ с уважением относится к пословицам, преклоняется перед их авторитетом. «Пословица не мимо молвится», «Старая пословица вовек не сломится». Народные пословицы, рассматривая пьянство со всех сторон человеческой жизни, характеризуют его в высшей степени неприглядными чертами.

«В пьяном бес волен»

С религиозной точки зрения народная мудрость прежде всего заявляет, что «водиться с вином» есть дело богопротивное, греховное, оно есть одно из бесовских козней, направленных ко вреду душеспасения христиан. «Иван пьет, а бес в стороне челом бьет (радуется)». «Вина напиться — бесу предаться». «Смелым Бог владеет, а пьяным бес качает». И самое место, где продается вино, где свивает себе гнездо пьянство, — так называемые кабаки, тоже по пословицам, — учреждения бесовские, приносящие человеку всевозможный вред.

В иных пословицах Богу с Его святым храмом, устроенным для спасения душ человеческих, противопоставляется дьявол с кабаком, как местом погибели. «Бог строит церкви, а бес кабаки». «Храм Божий людей сзывает, звонит, а бес в кабак их гонит». «Храм Божий близко, да ходить склизко, а кабак и далеконько, да хожу потихоньку». «Кабак полюбил — Бога забыл». В указанных пословицах как нельзя лучше выражается древний основной взгляд на пьянство как на такой порок, который, отдаляя человека от Бога, всецело отдает его во власть дьявола.

Ночлег пьяницы

«Потерял честь хмелем»

С нравственной стороны «Кабак — яма, стой прямо». То есть, как в яме стоять прямо довольно трудно, так и ознакомившемуся с кабаком трудно устоять на прямом, правом пути добродетели. «Пить до дна — не видать добра». Преданный пьянству теряет честь и совесть, готов на всякие преступления. «С хмелиной сознаться — с честью расстаться». «Запил — совесть пропил». «За ковш — так и за нож, за чарку — так и за драку».

...Преступления совершаются в подавляющем большинстве случаев под влиянием вина... Причина такого печального явления заключается в том, что вино прежде всего отнимает у человека разум; при затемненности же умственных способностей разного рода преступления становятся делом весьма возможным и легко исполнимым. Об отношении вина к уму человека пословицы гласят: «Вино сперва веселит, а потом без ума творит», «Вино с разумом не ладит», «Хмель шумит — ум молчит», «Прощай, разум, когда встретился с вином», «Вино уму не товарищ», «Дали вина, то и стал без ума», «Великий путь не дорога, речь пьяного не беседа». По выводам медицины, «введение в организм чуждых, не свойственных ему элементов (например, алкоголя) роковым образом сказывается на мозговой сфере человека: «Ведет или к временному ослаблению деятельности мозга, или к хроническому, продолжительному и нередко неизлечимому болезненному состоянию его».

«Горилка не девка — здоровью злодейка»

«Человек в пьяном состоянии не бережет свое здоровье», «Пьяному и море по колено». Часто люди, подверженные пьянству, теряют здоровье и гибнут от простой неосторожности. Но несравненно чаще оно в корне подтачивается самим употреблением вина. «От вина сгорел». «Кто жил вином, умрет от воды».

...Спирт, введенный в организм человека, сильно поглощает из тканей воду и иссушивает их... Особенно разрушительно он действует на кровь именно тем, что свертывает фибрин крови и, отнимая воду у кровяных шариков, сморщивает их и склеивает в комочки, лишая их таким образом способности поглощать из воздуха кислород и разносить его по нашему телу: лишает, следовательно, наш организм самого важного жизненного элемента». («Вести трезвости», 1897 г., № 39, стр. 19). (Возможно, современные медики говорили бы другим языком, но, наверное, смысл остался бы тем же. — Е.Д.). Приведенными выдержками вполне достаточно подтверждается и объясняется, что действительно люди, «живущие вином», согласно пословицам, или «сгорают от вина», или «умирают от воды», погибают от болезней, вызванных, по причине неумеренного употребления вина, недостатком воды в организме.

Жена пьёт — весь дом горит

«Водку полюбишь — семью погубишь»

Касаясь семейно-бытовой жизни человека, народная мудрость видит в пьянстве источник бедствий, грозящих семье погибелью, а домохозяйству — полным разорением. «Муж пьет — полдома горит, жена пьет — весь дом горит». «С вином поводишься — нагишом находишься», «Водку пить — под оконью бродить» (нищенствовать). «Пьяный решетом деньги меряет, а проспится, не на что решето купить». «Без вина одно горе, а с вином старое одно, да новых два». «В кабак пойдешь — суму найдешь».

...Отец Иоанн Кронштадтский в своем слове против пьянства говорил: «Недостанет сил оплакать несчастья в том доме, где заведется пьяница; ад, чистый ад делается в нем; каждый день слезы и стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дома, чтобы пропить. О, ужасная страсть! Ужасное бешенство!.. Ежедневно, в течение многих лет, ко мне приходят сотни людей с разных сторон нашей дорогой родины, люди разного общественного положения, вместе со мной молятся Всевышнему Творцу о спасении целых семейств, невидимо гибнущих от порока пьянства!

...Таким образом, в неумеренном употреблении вина народная мудрость видит одни только отрицательные стороны. Это величайшее зло. В самом деле, если совместить в одном человеке забвение Бога, равнодушие к вере и спасению, нравственную распущенность, ослабление умственных способностей и присоединить ко всему этому телесные болезни, семейное горе, разорение в хозяйстве, — то что станется с человеком?! Не лишен ли он будет образа и подобия Божия и не дойдет ли до скотоподобного состояния?.. Жалка, тяжка и бесполезна жизнь таких людей.

Как бы поэтому следовало нынешнему народу, особенно юному поколению его, твердо запомнить наставления и предостережения мудрой старины относительно пагубного пьянства, составить из них руководящее правило жизни. Оно, несомненно, согласным бы оказалось со следующими изречениями наших мудрых предков: «Пей воду — вода не смутит ума», «Вода не замутит живота», «Лучше знаться с дураком, а не с кабаком», «Счастлив тот, кто вина не пьет»! В изречениях этих звучит мудрый и добрый совет навсегда порвать всякую связь с вином и пьянством и, как источник земного счастья, хранить в своей жизни безусловную трезвость.

Подготовила Е. ДОЖДИКОВА.