Если хочешь познать истину, начни с азбуки

Русская азбука

440 лет назад (в 1574 году) во Львове Иваном Федоровым (Москвитиным) напечатан первый русский букварь. Иван Федоров тщательно подбирал материал для него. В послесловии о своей роли составителя он написал: «Еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения ...».

20 августа 1634 года (380 лет назад) Московским печатным двором выпущен «Букварь языка Словенска», или «Азбука», Василия Бурцова.

Но история русских букварей началась еще с алфавитов на бересте, и с тех пор «бьются» взрослые над созданием пособия по обучению детей чтению, отвергают старые варианты, предлагают новые, пишут научные труды, спорят. Можно считать делом государственной важности — с какой книги начнет читать малыш.

Каждый букварь может рассказать много интересного и о себе, и о том времени, когда он создан. Предлагаю познакомиться с букварём «Наше родное» Алексея Григорьевича Баранова 1903 года издания для первого года обучения в сельских народных школах с трехлетним курсом.

Картинка из букваря

Картинок в букваре немного, и они не цветные, думается, такой букварь не привлек бы внимания наших детей. А интересного и необычного в нём порядочно.

В алфавите 1903 года — 35 букв.

 

Картинка из букваря

С первых страничек дети читали маленькие тексты о трудовых занятиях взрослых и детей, о проявлении сочувствия, милосердия, сострадания, о Библейских событиях и заповедях..:

— Ра-и-са ши-ла. Ма-ла-ша со-ри-ла. Лу-ша но-си-ла со-ло-му. Ма-ма со-ли-ла са-ло.

Миша у окна. Каша солона. Наташа сирота. Саша тонула. Тимоша и Миша косили осоку. Сани утонули (стр. 3).

Две жницы жнут рожь. Жарко в поле, а жать нужно. Рожь уродилась, а жито пропало. Родители трудятся, а дети учатся. Век живи, век учись. Милостыню подают Христа ради. Надо ходить в церковь и молиться там усердно (стр. 13).

(В Северной России житом называли ячмень. Из словаря Брокгауза Ф.А. , Ефрона И.А. 1894 г.и., — Том 12. — С.23)

 

Картинка
Текст

— Бога бойтесь, царя чтите. Уповай на Господа и делай добро. Никому не завидуй. Уважай старших. Что взял взаймы, отдай. Уклоняйся от зла. Праздность есть мать всех пороков. В несчастии не унывай, в счастии не возносись. Почитай своих родителей и наставников. Живи со всеми в мире. Мир сотворен Богом. Господь наш Иисус Христос пострадал в Иерусалиме (стр. 16).

Мальчик и нищий

— Мальчик ведет слепого нищего. Щи да каша пища наша. В роще раздается эхо. Помогай нищему и болящему. Прощайте обиды друг другу. Таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение (стр. 17).

Иоанн в Дамаске

В разделе «Чтение духовно-нравственное» из маленьких рассказов дети узнавали, что такое покорность воле Божией, упование на милость Божию, послушание, раскаяние... Например, о смирении такой сюжет: «Когда святой Иоанн Дамаскин поступил в монастырь, то находился в начале под руководством одного добродетельного старца. Однажды старец, желая испытать смирение Иоанна, послал его в город Дамаск, чтобы продать там в пользу монастыря корзинки, которые плели монахи. В этом самом городе Иоанн прежде был правителем и жил в богатстве и величии. Иоанн однако охотно исполнил поручение старца, одетый в рубище; он явился в город и продал корзинки». (стр.29) Иллюстрации выполнены по библейским сюжетам.

 

Сказка о рыбаке и рыбке

В разделе «Рассказы, басни, стихотворения» содержатся тексты очень разной направленности: «Русский народный гимн», «Величальная песнь Русскому царю» Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу Самодержцу Всероссийскому, стихотворение «Молитва матери», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина...

 

Молебен в сельской школе

В рассказе «Молебен в сельской школе» священник сказал так: «Дети! Завтра вы начнете учиться . Учение дело хорошее. Всякое хорошее дело начинают молитвою. Помолимся и мы. Молитесь, дети, усердно! Бог пошлет вам помощь в ученьи» (стр.48).

Текст на церковно-славянском языке

Раздел «Церковно-славянское чтение» начинается с азбуки, в которой 43 буквы. Чтобы читать тексты на церковно-славянском языке, нужно усердно заниматься и знать правила сокращения слов.

Сейчас написание числа буквами вызывает у нас трудности, сто лет назад над этим тоже, наверное, нужно было потрудиться. Единицы, десятки и сотни записывались буквами со знаками «титло» над буквой, тысячи обозначались так:

Обозначение чисел

Год 2014 был бы написан так:

2014

Десятки тысяч назывались «тьмы», их обозначали, обводя знаки единиц кружками.

Значение азбуки закреплено в народных пословицах и поговорках:

Титульная страница

Полистав старую книгу, мы увидели, что и тогда учиться было не просто. Букварь предназначен для учеников сельских школ — детям легче осваивать чтение, если они знают то, что видят на картинках или о чем читают в тексте. Из текстов и скромных иллюстраций и мы узнали о жизни, труде, пище людей в сельской местности в прошлом. Старый букварь учит быть добрым, милосердным, трудолюбивым, заботиться о родителях, больных, маленьких. Рассказывает о Боге, Богородице, святых, знакомит с библейскими заповедями... Автор букваря с любовью относится к крестьянам, уважительно к их труду, автор хорошо знает деревенскую жизнь. А кто же такой А.Г. Баранов? Интернет–ресурсы позволили узнать, что Алексей Григорьевич Баранов (1844–1911) родом из крепостной семьи; учился в Тверской гимназии. По окончании курса на физико-математическом факультете Московского университета А.Г.Баранов был учителем гимназии, директором учительской семинарии, окружным инспектором Московского учебного округа. Учебные его книги расходились в десятках и сотнях тысяч экземпляров.

Букварь, о котором вы сегодня узнали, хранится в Яранском краеведческом музее. Наверное, по нему учились дети и в наших краях.

 

Е. ДОЖДИКОВА, 2014 год.