Престольный праздник — праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода в память святого или события, которым посвящен сельский храм или его приделы.
Престол — квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинств, евхаристии — священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нём, могут только священнослужители. [18, C.602] Престол освящался в честь какого-либо церковного события или святого, это имя носит и сама церковь.
Придел — особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе всё, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращён к востоку. [18, с. 602]
Сколько же может быть в храме престолов? Мы выяснили, что в яранских церквах больше всего престолов было до революции. В городской Троицкой церкви — восемь. Главный — во имя Святой Троицы, левый — Знамения Божией Матери, правый — Бессребреников Космы и Дамиана. На хорах левый — Казанской иконы Божией Матери, правый — Крестителя Господня Иоанна. В подвальном этаже средний — Николая Чудотворца, правый — Мученика Мины, левый (не успели освятить) — Мученицы Параскевы.
Мы выяснили, что по Яранскому району название престольного праздника и имя церкви не совпадают в селе Лом и в селе Салобеляк. Село Лом — одно из самых старинных в Яранском районе, оно упоминается уже в 1691 году. В 1719 году в этом селе сгорела большая деревянная Предтеченская церковь. Вновь построенную деревянную церковь освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В церкви был придел Иоанна Предтечи. В 1819 году в Ломе построили каменный храм уже с тремя престолами: в холодном храме — Покровский, в тёплом правый — Предтеченский, левый — в честь Святого пророка Илии. Итак, праздник Иванов день (Иоанна Предтечи) в селе Лом отмечается традиционно, так как первая сельская церковь была Предтеченская. А позднее в Покровских деревянной и каменной церквах были приделы Иоанна Предтечи.[5, С.51–57]
Рассмотрим историю салобелякских церквей. В этом селе в 1770 году была деревянная церковь во имя Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца, которая сгорела в 1806 году. В 1811 году построена полукаменная во имя Святой Троицы. В 1842 году в селе построена Троицкая каменная церковь, к которой в 1868–1875 годах пристроили холодный храм. С этого времени Салобелякская церковь имела пять престолов: в холодном храме главный — Святой Троицы, в приделах — Покрова Божией Матери и Святого пророка Илии. В тёплой церкви правый придел — Николая Чудотворца, левый — Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.[19, С.4] Поэтому в Салобеляке с Троицкой церковью и отмечают летнего и зимнего Николу.
В большинстве населенных пунктов Яранского района по два престольных праздника: летний и зимний. В сёлах Высоково, Никулята и в деревне Пушкино их по три. Один из них считался главным — «гулевым». Например, в Высоково, Кугалках и Каракше главным считается Троица.
Престольные праздники назывались ещё приходскими, так как праздновались всем церковным приходом и храмовыми праздниками, а также съезжими, гулевыми, гостиными. Это, возможно, связано с тем, что в престольные праздники съезжались гости со всей округи, и устраивалось весёлое гулянье. «Наряду с Пасхой они считались в народе главными праздниками и назывались ещё годовыми или большими, хотя православная церковь относила их к средним праздникам. К престольному празднику старались вернуться домой или хотя бы приехать на побывку отходники, не только живущие на ближайших промыслах, но и ушедшие на дальние заработки. Кроме того, на престольные праздники обязательно приезжали знакомые, богомольцы. Как правило, они являлись накануне или рано утром в день праздника, чтобы успеть вместе с хозяевами сходить к обедне». [16, С.602]
Как престольные праздники должны отмечаться по церковным правилам? В селе Уртма состоялась наша встреча с отцом Андреем из Михайло-Архангельской церкви.
Нам рассказали, что любому христианскому празднику предшествует пост, разный по продолжительности. Христианские праздники начинаются вечерней службой, продолжаются утренней. После проведения служб возможны крестные ходы, освящение домов, полей, жителей данной местности. «Во время поста человек должен не только ограничивать себя в пище, он должен стараться очиститься внутренне, духовно, как в делах, так и в помыслах своих. Когда человек ограничивает себя в еде, он тоньше чувствует окружающий мир, а это дает ему возможность лучше понять этот мир и следовать христианским заповедям. Соблюдение поста — вот в чем заключается подготовка к празднику настоящего христианина», — рассказал нам батюшка Андрей.
Цифрами на карте обозначены населённые пункты, где празднуются престольные праздники, звёздочкой отмечены молоизвестные праздники:
1) Иванов день (7 июля); 2) Богородская (21 сентября); 3) Крест праздник* (20 августа); 4) Недосты* (31 декабря); 5) Троица (на 50-й день после Пасхи), Фрол и Лавр (31 августа); 6) Петров день (12 июля), Михайлов день (21 ноября); 7) Казанская (21 июля), Никола (19 декабря); 8) Троица, Пантелеимона (9 августа), в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (6 ноября); 9) Троица, Александра Невского (12 сенября); 10) Горвящен Божией Матери* (30 октября); 11) Троица, Космы и Дамиана (30 ноября); 12) Ильин день (2 августа); 13) Троица, Никола (19 декабря); 14) Троица, Ильин день (2 августа), Никола (19 декабря); 15) Петров день (12 июля), Крещение (19 января); 16) Бодун день*; 17) Петров день (12 июля), Крещение (19 января); 18) Троица, Пантелеимона (9 августа), в честь иконы Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (6 ноября); 19) Казанская (21 июля), Достойная (24 июня), Никола (19 декабря); 20) Троица; 21) Никола (22 мая), Никола (19 декабря); 22) Заговенье (перед Петровым постом).
Следующим этапом нашей работы было самое сложное — анализ собранных в экспедициях материалов. Мы опросили более 100 человек, выявили престольные праздники в 72 населённых пунктах.
В походе мы узнали о существовании дневников Андрея Ивановича Козлова (1900 г.р., уроженца д. Рыжаково Ломовского церковного прихода), в которых содержится описание престольного праздника Иванова дня в селе Лом в начале ХХ века. Нам удалось отыскать эти дневники в Яранске у Евгения Андреевича Козлова. Мы не только прочли, но и с разрешения хозяина переписали дословно текст описания праздника. В связи с упоминанием автора, что на празднике «мужчины… ведут спор о причинах поражения наших войск в Русско-японскую войну, о неудачливом царе Николае II и о пройдохе Гришке Распутине», мы можем предположить, что описанный праздник проходил 24 августа в 1905 или 1906 году. Конечно, есть сомнения о полной достоверности написанного, так как автору в ту пору было немного лет (5–6) — «я держался за мамин сарафан». Андрей Иванович описывал праздник, будучи взрослым. Очевидно, что у него получился обобщенный, не лишенный «классового» подхода взгляд на далекое прошлое.
Автор даёт подробное описание хода проведения этого праздника. Андрей Иванович пишет, что с утра в церкви была праздничная служба. Затем ярмарка, на которую собиралось очень много народу. Велась торговля в центре, на площади около церкви. Во время праздника проводились игры: различные лотереи, гадания, «больше всего народ толпился у шарманки». Были и другие развлечения, «иногда на сельские ярмарки...выезжала карусель, балаган с клоуном Петрушкой и живым медведем».
В беседах с респондентами мы выяснили, что начинался престольный праздник с тщательной подготовки. «Дома наводили чистоту и порядок, полы оттирали вениками — «голиками». Припасали продуктов, ставили квас, варили пиво, «резали» баранов или домашнюю птицу. Накануне перед праздником обязательно мылись в бане». (Список респондентов, №16)
«Праздник начинался с вечерней службы. Часто бабушки с внуками после вечерней службы ночевали у знакомых, чтобы сходить еще на утреннюю службу» (№6).
Баня деревенская.
«С утра в праздник ходили на службу. Колокола в день праздника звенели так, что сюда в деревню от Сердежа было слышно. Напрямую от нас до Сердежа 8 километров», — говорит Анна Савватеевна, жительница д. Мари–Ушем.
«С раннего утра начинали готовиться к празднику: топили печь, варили варево, стряпали для гостей. Варили «корчажное» пиво» (№1).
«После обедни главная улица вся заполнялась гуляющим народом... Народ двигался, ходил взад и вперёд парами и толпами. Сходилась и расходилась родня, приглашая друг друга в гости» (Из дневника А.И. Козлова).
В сёлах в этот день были ярмарки. Проводилась ярмарка чаще всего на площади около церкви.
Ярмарки отмечены в селе Рождественском во время празднования Богородской, в селе Лом — Иванова дня, в Кугалках — Троицы, в селе Сердеж — Петрова дня, а в Салобеляке они проходили дважды в год, на Николу летнего и зимнего.
«В Салобеляке были ярмарки в престольные праздники. Сюда съезжалось народу очень много, приезжали на лошадях. Столько было людей на ярмарке, что пройти свободно было не возможно. Центр ярмарки был на площади у церкви. Торговали гончарными изделиями, лаптями, лыком и прочим. С юга, с Каракши, везли лес, дёготь, бочонки. Продавали мёд, льняное масло» (№13).
«У нас в Верхоуслино ярмарок не было. Когда я работала в школе, мы тоже собирали краеведческий материал и выяснили, что раньше здесь ярмарки не проводили. Ездили на ярмарку в село Салобеляк в праздник Николы летнего и зимнего. Помню, на ярмарке продавали огромное количество лаптей. Помимо этого, привозили горшки, кадки, посуду, лопаты, верёвки, грабли, косы и всё необходимое для крестьянского обихода. Сейчас ярмарки проводят, но население стареет, народу мало, развитие хозяйства нет. Да и торг идёт не с таким размахом, как раньше. Приезжали из Каракши, Энгенера, Ушакова и даже из Марийской» (№14).
«Престольный праздник в нашем селе — Петров день, отмечается он ежегодно 12 июля. В этот день в селе была ярмарка, съезжались издалека, из разных мест, даже некоторые километров за двадцать. Торговали горшками, сукном, граблями, корытами, лаптями, продуктами и многим другим. Удивительно было, что из какой-то деревни привозили очень вкусные, крепкие солёные огурцы, заложенные с прошлого года. До сих пор интересно бы узнать, как они умудрялись хранить их до следующего лета, когда свежие ещё к тому времени не созревали» (№17).
«После ярмарки шли домой и вели с собой гостей. Некоторые из них съезжались к вечеру. Гостей было много. В деревне Рыжаково в тот день на заулке у пожарки собиралось на гулянье больше 200 человек. Тут было полное веселье, пляски, песни. Девчата приглашали парней и парами ходили по заулку. Гости из подгородных деревень звучными слаженными голосами пели протяжные песни. Народ за ними ходил толпой и слушал их песни. Они пели: «Луг покрыт туманом, словно пеленой, слышно за курганом клич сторожевой...», «На Муромской дороге...», «Отпустили крестьян на свободу в девятнадцатый день февраля, только не дали землю народу, обманули дворяне царя...». Мне очень понравилась одна их песня: «Звёзды, мои звёздоньки, полно вам сиять, полно вам прошедшее мне напоминать...». Гуляли до утренней зари. Уже светало. Деревня крепко спала, только на брёвнах в заулке и кое-где у ворот сидели молодые парочки. Они уже несколько раз прощались, но разойтись не могли», — так заканчивает Андрей Иванович Козлов описание Иванова дня.
Угощение детей на Троицкой неделе.
«После праздничного угощения все выходили в центр села, к церкви, и гуляли до пяти часов утра. Жили хоть и бедно, но веселиться народ умел, никак сейчас». (№4)
«Марийское население нашего прихода (Кугушергского — авт.) обязательно готовило марийское национальное блюдо — трехслойные блины. Без них и праздник — не праздник. После праздничного угощения народ расхаживал группами вдоль села с гармошками, частушками, песнями. Исполняли «Санчуринку», «Сербиянку», «Подгорную», плясали «Барабушку», «Метелицу»:
Поплясали мои ноженьки сегодня и вчера, А под старость мои ноженьки вспомянут вечера» |
«Вечером гуляли в селе Уртма, а на другой день было гулянье в деревне Мари-Васькино. С гармошками, песнями и плясками ходили по деревне допоздна. Каждый хозяин старался щедро угостить гостей. Такие гостеванья назывались раньше заворотами. Происходили они следующим образом: когда гости непрерывным потоком прохаживались вдоль деревни туда и обратно, группы людей, отделяясь, заворачивали в тот дом, куда их приглашали хозяева. Бывая на гулянье в другой деревне, наоборот, этих хозяев приглашали в гости. Ездили на праздник в деревню Дубнички на Казанскую, в деревню Изидор, в село Потняк, в деревню Пижанчуга на Троицу. Дружно отмечали раньше престольные праздники в деревнях. Умели работать, умели и отдыхать». (№.9)
«Гуляли в Заговенье (перед Петровым постом) в трёх деревнях: первый день в селе Энгенер, во второй — у Забенских, третий день — у Ваноски. Делали завороты. Это когда, к примеру, я пришла в деревню, меня в гости заводят, за ворота, там за стол посадят, угощают, песенки поют. Затем выходят все на улицу, и эта группа идёт по деревне с гармошкой, распевая песни и частушки. Ходили по кругу. Народу было много. Не как теперь. Все взаперти сидим. Раньше жили плохо, что ели, что пили, а сейчас всё есть. Позвала соседку, а она не хочет идти». (№12)
«Все гулянья были в Луме. Народ собирался со всей округи, за 10–15 километров приезжали. Гуляли сначала по кругу. Когда встречаются парень и девушка, то он с ней идёт по кругу. Если девушка из другой деревни, то шли с ними 4–5 человек в ряд. Так образуется несколько групп. Все идут по кругу, и каждая группа поёт под свою гармошку. Получается сплошной гул. Старались покупать гармошки кустарные, чтобы была лучше всех. Погуляют немного, потом зовут в гости, делают завороты. Приглашали всех. Пообедают, а затем начиналась гулянка. Позже стали гулять по-другому. По кругу гораздо меньшего размера шла пляска, а играет для них всего один гармонист. Первый раз я такое гулянье увидел в Марийской республике. Потом и у нас так начали плясать. Скорее всего, это произошло из-за того, что народу стало на гулянье меньше. Сейчас вообще перестали гулять
Драки были, конечно. Драки начинались после выпивки. Обычно, где большие гулянья, приезжала милиция. Редко было, чтобы не подрались». (№13)
Валентин Яковлевич Толмачев, коренной житель деревни Старокрещено, в беседе добавил, что во время гуляний были страшные стычки между парнями разных деревень. Во время таких драк бывали ножевые ранения и смертельные исходы. В ход шли и поленья, и штакетник — все, что попадалось под руки. (№7)
Мы пытались выяснить причину драк, но нам никто ее не назвал. В дневнике А.И. Козлова говорится, что драки к нам перешли из Нижнего Новгорода, но не указывается, почему. По нашему мнению, драки — это изменённая со временем древняя традиция силовых состязаний, русской рукопашной борьбы. Правда, это изменение не в лучшую сторону.
Итак, нами выявлены основные этапы престольных праздников: подготовка к празднику, вечерняя служба в церкви накануне праздника, утренняя служба, в некоторых местах — ярмарки, массовые гулянья. Подготовка к празднику в основном заключалась в наведении чистоты и порядка в доме, приготовлении праздничного угощения, не все говорили нам о подготовке духовной, о посте. Хотя праздники и являются престольными, но представления о них как о религиозных, православных праздниках выражены в воспоминаниях не так ярко, как бы хотелось. Но всё же, чем старше был собеседник, тем больше он говорил о духовной стороне престольного праздника.
Крупные праздничные ярмарки способствовали развитию экономики, торговли, местных промыслов и ремесел, налаживанию отношений между различными населёнными пунктами Яранского района и соседних регионов.
В ходе проведения праздников развивалась песенная, хороводная, игровая культура населения. Все наши собеседники упоминали о традициях гостеприимства.
В целом престольные праздники в старину — это передача исторических традиций от старшего поколения к младшему.
В ходе походов мы выявили местные названия некоторых престольных праздников. О празднике Недосты рассказала нам Любовь Сергеевна Сивушкина, жительница деревни Пиштань (№18):
«У нас в деревне летом празднуется летняя Никола (22 мая), а зимой — Недосты (31 декабря). Недосты — престольный праздник в нашей деревне, который, к сожалению, забывается. Отмечали этот праздник в деревнях Малая и Большая Пиштань. Когда я вышла замуж сюда в 1957 году, здесь ещё отмечали «Недосты», а сейчас о нём совсем забыли. Дома стряпали, к празднику всё прибирали, чтоб было чисто. Это религиозный праздник. Раньше ходили в этот день в церковь в Яранске, там есть такая икона, «Ласты Модесты» (икона Власия и Модеста — авт .) именуется, ей в этот день поклонялись. После обеда ходили в клуб на гулянье. Это в день перед Новым годом, а на следующий день снова гуляли. Когда я была замужем, ходила только глядеть, а молодёжь гуляла. Сидели по кругу, на коленях друг у друга. Танцевали под гармошку. Тогда модно было танцевать вальсы. Также играли в «Барабушку», «Сени». Пели песни, частушки. Самые храбрые девчата танцевали «Сербиянку». Драк у нас не было, всё было мирно, весело».
Мы обратились к книгам и узнали, что «Недостов день (искажённое — Модестов) справляется в честь Святого Модеста — архиепископа Иерусалимского (отмечается он 18 декабря), считавшегося в народе покровителем рогатого скота, — древняя местная традиция существовала не везде». [16, С.575] Дата празднования, по-видимому, в источнике дана по старому стилю.
Загадочным до сих пор остаётся праздник с необычным названием Горвящен Божией Матери. О нём поведала нам Валентина Егоровна Кукушкина,1933 г.р., коренная жительница деревни Шуймар–Заречье: «У нас в деревне с устари отмечался праздник Горвящен Божией Матери. Посвящался он окончанию лета, сбору овощей, фруктов. Праздновали его 30 октября. Старики ходили в этот день с утра в церковь, молились иконе Божией Матери, а вечером начиналось праздничное гулянье. Играли в разные игры, пели и плясали под гармошку. Веселились дня три. Это был самый большой праздник в деревне, отмечался он по всем четырём Шуймарам. Раньше в этот праздник батюшка освящал дома.
Население в деревне — мари, во все праздники женщины на праздник надевали белые платья с вышивкой, чаще всего сделанной своими руками. У каждой хорошей хозяйки их было много и у каждого платья различная отделка. На голову надевали сороку, а чуть позже просто красивый плат». (№11)
В литературных источниках объяснения названия этого праздника мы не нашли. Обратились к церковным служителям, они показали нам церковный календарь, где на 30 октября записано «Прежде Рождества и в Рождестве Деве» и «Избавительнице». Праздник, однозначно, связан с именем Божией Матери. С Её именем связаны 262 церковные даты. Загадкой для нас пока остаётся слово «Горвящен».
Нашим небольшим открытием был ещё один местный праздник. Он не является престольным, но вызывает интерес. В деревне Марково 20 августа раньше отмечался Крест–праздник, в честь креста, найденного около деревни.
«Крест–праздник отмечался только у нас в деревне. Отец говорил, что в этот день был найден крест. Жители этому событию были рады, возможно, сочли они его за добрый знак. С тех пор и стали отмечать день 20 августа как праздник», — поведал нам единственный коренной житель этой деревни Е.И. Дегтерев.
Выполненная работа очень важна, ведь мы успели записать то, что пока ещё помнят жители Яранского района о проведении престольных праздников в былые времена.
Евхаристия — название одного из главнейших таинств Церкви, совершение которого является основой главного крестьянского богослужения — литургии. Во время евхаристии хлеб и вино, по обетованию, данному Иисусом Христом на Тайной вечери, пресуществляются в Тело и Кровь Христовы для причащения верующих [18, с.48].
Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи [8, с.76].
Корчажное пиво — пиво, приготовленное в большой глиняной посуде большой ёмкости.
Литургия (гр. — общее дело) — самое гл. богослужение Христианской Церкви. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Центральным моментом литургии является таинство евхаристии пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В настоящее время служатся три варианта литургии: литургия Иоанна Златоуста — служится почти круглый год; литургия Василия Великого — служится 10 раз в году; ...литургия Преждеосвящённых даров, составленная святителем Григорием Двоесловом в VI веке, — совершается только Великим постом [18, с.82].
Приход — церковная община, объединённая вокруг одного храма [18, с.48]
Солея — возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом [18, с.132]
Церковь — храм Божий, сооружённый для христианских богослужений, имеющий престол [18, с.152]
д. Александровские (н/ж) | Александра Невского (12 сент.) |
д. Арламуаш | Изосимы (10 октября) |
д. Б. Кугушерга | Вознесение (на 40-й день после Пасхи) |
д. Б. Лумар | Петров день (12 июля) |
д. Б. Шувары | Иванов день (7 июля) |
д. Б.и М. Матвуево | Тросвятская 12 февр.), Никола (22 мая) |
д. Б.и М. Шалаи | Заговенье (перед Петровым постом) |
д. Б.Каракша | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Банново | Покров (14 окт.) |
д. Бахтинские | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Белоусово | Троица (на 50 день после Пасхи), Никола (19 дек.) |
д. Васькино | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. Верхоуслино | Никола (зим.), Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Винокурово | Иванов день (7 июля) |
д. Грачи | Иванов день (7 июля) |
д. Гусево | Бодун день, Зосимы и Савватия (10 окт.) |
д. Дубнички | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Иваново | Троица (на 50 день после Пасхи), Богородская (21 сент.) |
д. Кожинские | Ильин день (2 авг.) |
д. Козловаж | Троица (на 50 день после Пасхи), |
д. Комары | Петров день (12 июл.) |
д. Косогор | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Кугунер | Преображение (19 августа) |
д. Ластики | Петров день (12 июля) |
д. Люя | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. М. Дубники | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. М. Панчино | Ильин день (2 авг.) |
д. Маловитлино | Савватий (зим.) |
д. Мари-Ушем | Петров день (12 июля), Крещение (19 января) |
д. Маскичи | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Мироново | Петров день (12 июля) |
д. Митреичи | Фрол и Лавр (31 августа) |
д. Митрофаново | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Митюши | Петров день (12 июля), Михайлов день (21 нояб.) |
д. Пахтаево | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Пержа | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Петухово | Троица (на 50 день после Пасхи) |
д. Побекнур | Казанская ( 21 июля), |
д. Побекнур | Казанская (21 июля) |
д. Поповка (н/ж) | Иванов день (7 июля), Покров (14 окт.) |
д. Рыжаково | Иванов день (7 июля), Покров (14 окт.), Никола (лет. и зим.) |
д. Сергиевские | Ильин день (2 авг.) |
д. Симаничи | Воздвижение (27 сент.) |
д. Симонята (н/ж) | Троица, Богородская (21 сент.) |
д. Соза | Петров день (12 июл.), |
д. Старокрещено | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Танаково (н/ж) | Богородская (21 сент.) |
д. Урлум (Бельские) | Изосимы (10 октября) |
д. Шабалино | Казанская (21 июля) |
д. Шарпаты | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Шуймара | Горвящен (30 октября), Алёны (3 июня) |
д. Шулкомучакш | Заговенье (за 1 нд. до Троицы) |
д. Шургулец | Казанская (21–22 июля), Тросвятская (12 февр.) |
д. Щеглы | Никола (22 мая и 19 дек.) |
д. Энгенер | Заговенье (перед Петровым постом) |
д. Юлей | Достойная (24 июня) |