Формирование береговых панорам Яранска как отражение взаимосвязей города и реки Ярани

Работа посвящается памяти исследователя Ярани Юрия Максимилиановича Кладовикова.

Карата Яранска, XVI век

Городская панорама — это вид города, который охватывается взором с одной точки. Панорамы, подобно произведениям искусства, могут вызывать положительные эмоции, радовать и духовно обогащать людей, а лишённые художественной выразительности панорамы могут угнетать психику ([6], стр. 7, 10). С уверенностью можно сказать, что береговые панорамы Яранска создавались как произведения искусства, недаром их изучают архитекторы, культурологи, краеведы. Цель и новизна нашей работы заключается в том, что исторический процесс формирования береговых панорам мы хотим проследить на фоне процесса формирования связей между городом и рекой.

Решая одну из задач исследования, мы определили пять этапов застройки берегов Ярани:

1 этап — конец XVI — середина XVII веков. Зарождение традиций в формировании береговых панорам Яранска.

2 этап — середина XVII века — 1784 год. Появление каменной архитектуры.

3 этап — 1784 год — середина XIX века. Начало регулярной застройки города.

4 этап — середина XIX — начало XX веков. Расцвет архитектурного строительства в городе и в формировании береговых панорам.

5 этап — 1920 годы — начало XXI века. Упадок в формировании береговых панорам Яранска.

Яранская крепость в начале XVII века
Яранская крепость в начале XVII века.
Рисунок М. Мотовилова. 1983 год.

В конце XVI века на правом берегу Ярани была построена небольшая крепость с дубовыми стенами и башнями по углам. В крепости находились деревянная церковь, дом воеводы, пороховые склады. На западе от крепости появляется стрелецкая слобода. На юго-западе — посад, торг и ещё одна церковь. В то время Ярань служила естественной защитой, транспортной магистралью, была источником питьевой воды. Вода нужна была для тушения частых пожаров, поливки огородов, стирки. В Ярани ловили рыбу, купались. На пойменных лугах пасли скот. Так с появлением крепости начали складываться связи города и реки и зародились традиции формирования береговых панорам.

Церковь Михаила Архангела и Благовещенская церковь
Церковь Михаила Архангела и Благовещенская церковь.
Фото конца 1880-х годов.

Первые каменные строения тоже появились на берегах Ярани. К югу от крепости, на другом высоком холме, в середине XVII века обустраивается мужской Вознесенский монастырь. Там было три храма: деревянный Вознесенский, каменные Благовещенский и во имя Михаила Архангела, которые стояли в связи с колокольней между собой. В это же время начинается активное заселение левого берега реки. Здесь появляется женский Казанский Новодевичий Богородице Владычный монастырь (по народной памяти — Владимирский). В монастыре была каменная Входоиерусалимская церковь с Владимирским приделом (возможно, было два храма — Входоиерусалимский и Владимирский) ([12], стр. 9). Возле монастыря и проходящей рядом дороги к городу стали селиться мастеровые люди. Появилась монастырская слобода.

Колокольня Старо-Троицкой церкви
Колокольня Старо-Троицкой церкви.
Фото 1940-х годов.

В конце XVII века на территории торга, очевидно, на месте деревянной церкви, выстроили кирпичный Троицкий храм и рядом с ним шатровую колокольню. На втором этапе развиваются традиции в формировании береговых панорам, элементы которых сохранились до наших дней. Это шатровая колокольня Старо-Троицкой церкви и церковь во имя Михаила Архангела (за ней сохранилось имя Благовещенской).

Ресурсы реки на втором этапе использовались так же, как и на первом. Только, наверное, Ярань стала активнее использоваться в производстве, например, в кирпичном и в строительстве.

С 1784 года Яранск, как и другие города России, начинает застраиваться по регулярным планам. Первые итоги плановой застройки мы можем оценить, проанализировав уникальный исторический документ — рисунок Михаила Анкидиновича Анисимова. Рисунок выполнен с натуры в конце XVIII — начале XIX века. Мы видим, что город вытянут неширокой полосой вдоль реки. На фоне невысокой застройки выделяются храмы — архитектурные доминанты. Они украшают городские панорамы и делают их узнаваемыми: Успенский собор, Преображенская и Троицкая церкви, церкви мужского Вознесенского и женского Казанского монастырей. Выделяются некоторые и гражданские здания. Например, дом купца Василия Кирьякова. Это здание в 1830 году было передано в аренду Духовному училищу.

Панорама города Яранска
Панорама города Яранска.
Рисунок М.А. Анисимова. Конец XVIII – начало XIX вв.
Реконструкция рисунка Л.Б. Безверховой.

Следует отметить, что художник обратил внимание и на ландшафт. На рисунке изображены: поле, луг, река, за городом лес. Видимо, уже тогда признавалось важным природное окружение города. Об этом же говорит изображение на городском гербе уток, которых до сих пор можно увидеть на Ярани.

Успенский собор и Преображенская церковь
Успенский собор и Преображенская церковь.
Фото начала XX века.

О включении реки в экономическую жизнь города на третьем этапе можно судить по извлечению из правил застройки: «... кладовые, магазины и амбары располагать вблизи реки ниже города в таких местах, дабы от них в город не происходило нечистоты и дурного воздуха, пивоварни при реке выше скотных боен и заводов...» ([8], стр. 19). Возможно, в то далёкое время уже начинают накапливаться экологические проблемы Ярани.

Здание Духовного училища
Здание Духовного училища.
Фото начала XX века.

Панорама Яранска
Панорама Яранска.
Фото начала XX века.

На четвёртом этапе город значительно расширил свои границы, главным образом в восточном направлении, что, конечно, связано с ростом населения. К началу XX века в Яранске числилось более пяти тысяч человек. Насколько мощно использовались ресурсы Ярани в экономике города, можно судить по плану 1870-ых годов. Правый берег плотно занят амбарами, сенными и мясными лавками. Справа и слева от моста на въезде в город отмечены «балаганы обжорные городские». На углу улиц Успенской и Троицкой были построены торговые ряды. Ниже по течению от центра — баня военного ведомства, салотопенный и кожевенный заводы. Ещё ниже по течению реки — городская водяная мельница. На севере от мельницы, на левом берегу, в конце XIX века на полную мощность заработал реконструированный Булыгиными спиртовый завод. Южнее Благовещенской церкви в 1912 году построили городскую водокачку. В этом здании в 1917 году установили динамо-машину, давшую городу электричество. Такое активное включение Ярани в экономику города, без сомнения, увеличивало антропогенную нагрузку на реку. Оно сказывалось и на формировании береговых панорам. Какие-то здания, сооружения, конечно же, не способствовали украшению речных видов. Но всё же и фотографии того времени, и сохранившиеся здания доказывают, что даже технические сооружения старались строить красивыми. Красивыми были ведомственные и торговые дома.

Спиртовый завод Булыгиных
Спиртовый завод Булыгиных.

Торговые ряды
Торговые ряды.

Но в первую очередь привлекательность и узнаваемость городским панорамам по-прежнему давали архитектурные доминанты — храмы. И хотя были разобраны церкви, оставшиеся от женского монастыря, Троицкая, Благовещенская с колокольней, но взамен их появились два новых храма. Правее шатровой колокольни в 1857 году возвели Ново-Троицкую церковь по проекту Константина Тона. Трапезную и колокольню пристраивали позднее, в 1889 году. Ещё одна церковь, во имя Александра Невского, в 1891 году украсила площадь, проектируемую под административный центр города.

Панорама города Яранска
Панорама города Яранска.
1889 год.

Украшением береговых панорам стал и заложенный в 1890-е годы Городской сад. Зелёная зона другого назначения появилась на левом берегу недалеко от мельницы. Там в конце XIX века был заложен земский питомник, где выращивали деревья и кустарники для садов и озеленения населённых пунктов уезда. От Ярани туда была прорыта канава для полива. Её следы были заметны до 1940-х годов (по воспоминаниям Ю.М. Кладовикова).

Церковь во имя Александра Невского
Церковь во имя Александра Невского.
Фото начала XX века.

Проанализировав фотоматериалы, мы увидели, что больше всего внимание фотографов конца XIX — начала XX веков привлекали в береговых панорамах пять основных видов, включающие в себя красивые архитектурные сооружения, исторические места и ландшафты. Первый вид — это исторический центр. Второе направление — вид на мост через Ярань. Третий — вид на Благовещенскую церковь и Городской сад с левого берега (территория бывшего Вознесенского монастыря). Четвёртое направление — вид от центра на юг. Пятое — от центра на север. Присутствие реки на снимках говорит о признании её значения и в эстетическом плане. Не только здания и сады украшали город, но и сама река являлась украшением Яранска.

Городской сад
Городской сад
Городской сад.
Фото конца XIX века.

В XX веке произошли значительные изменения в береговых панорамах. Традиции украшения набережной Ярани были прерваны. В 1940-е годы была разрушена Церковь во имя Александра Невского, а в 1950-е годы — Преображенская церковь. Хорошо, что сейчас оставшиеся храмы переданы церковным общинам и постепенно обустраиваются. А шатровая колокольня продолжает разрушаться. Исторические здания удручают неухоженностью и непродуманными пристройками. Высокие деревья закрывают здания и создают однообразие в береговых панорамах.

Вид на южную часть города. 1880-е годы
Вид на южную часть города.
1880-е годы.

Как использовали ресурсы реки в XX веке? До середины 1950-х годов по Ярани продолжали сплавлять лес для нужд города, а зимой река была ледовой трассой — по ней шли конные обозы из Котельнича в Йошкар-Олу и обратно. Известно, что на Ярани строили гидростанцию, но строительство не закончили. С бурением артезианских скважин (1957 г.) потребность в реке, как источнике питьевой воды, исчезла. Со строительством дорог и увеличением количества машин исчезла необходимость сплавлять лес и перевозить по реке грузы.

Панорама северной окраины города. Начало XX века
Панорама северной окраины города.
Начало XX века.

Сейчас мы имеем возможность наблюдать современные панорамы. Следует отметить, что, несмотря на утраты, береговые панорамы Яранска по-прежнему впечатляют, заставляют удивляться и восхищаться культурой, трудолюбием, мастерством и щедростью былых поколений.

Панорама Яранска. Ноябрь 2009 года
Панорама Яранска.
Ноябрь 2009 года.

Перспективы формирования береговых панорам города намечены в разработанном в 1994 году «Проекте зон охраны памятников истории и культуры», где сказано, что «сохранение единства городской застройки и природы, совершенствование этого единства — одна из важнейших задач реконструкций исторического города Яранска» ([10], стр. 12). Проект нужно утвердить и выполнять для сбережения культурного наследия, а также для комфортного психологического состояния горожан.

Найдя ответы на задачи исследования, мы достигли цели своей работы и доказали гипотезу исследования. Без сомнения, в формировании береговых панорам Яранска отразилось включение реки в экономическую, бытовую и культурную жизнь города. Мы убедились, что история Яранска неразрывно связана с Яранью. О любви к реке говорят многие старожилы. Наверное, это чувство воспитывалось и передавалось из поколения в поколение. Поэтому неудивительно, что на берегах красивой, любимой реки, обеспечивающей жизнь, старались строить красивые здания и устраивать сады. Юрий Максимилианович Кладовиков в своих исследованиях доказывал, что «по географическому положению и экономическому значению река Ярань — это Волга нашего района и раньше, и теперь» ([7], стр. 1).

Причины изменения отношения горожан к городу и реке мы видим в снижении уровня культуры населения и в ослаблении связей яраничей с рекой. Сейчас на берегах Ярани нет действующих предприятий, но экологические проблемы Ярани не исчезают.

Для улучшения положения необходимы просветительская работа, заинтересованность властей, контроль правоохранительных органов.

Наше исследование использовано в разработке учебного проекта по созданию историко-экологической тропы на берегу Ярани. Работа может быть продолжена поиском и изучением новых источников по теме, изучением процесса нарастания антропогенного воздействия на реку...

За помощь в исследовании благодарим Л.Б. Безверхову, А.Ф. Сорочан, В.А. Задворных, сотрудников краеведческого музея и районного архива.

Александр ДОЖДИКОВ,
ученик 11 класса школы №1 г. Яранска.

Руководитель Е.В. ДОЖДИКОВА.

Список источников и литературы

Архивные источники:

  1. Анисимов М.А. Вид уездного города Яранска, который представляется с северо-западной стороны [Изоматериал]: Компьютерная копия / Михаил Анисимов; реконструкция Людмилы Безверховой. — Киров. ГАКО, Фотофонд, оп. 3, ед. хр. 78, л. 2.

Музейные источники:

  1. Планы города Яранска 1804 года, 187(?) года, начала 20 века — [Планы] / ЯРМК.
  2. Фотографии конца 19 — начала 20 веков [Изоматериал] / ЯРМК.

Письменные источники:

  1. Безверхова Л.Б. Градостроительство на Вятской земле [Текст] / Людмила Безверхова // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 5. Архитектура — Киров: Вятка, 1996. — с. 164–191.
  2. Безверхова Л.Б. Письмо А. Дождикову [Текст]: Рукопись / Людмила Безверхова. Киров — 07. 10. 2009.
  3. Захаров О.Н. Архитектурные панорамы невских берегов [Текст] / Олег Захаров — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, — 1984. — 320 с., ил.
  4. Кладовиков Ю.М. Наша Ярань [Текст]: Рукопись / Юрий Кладовиков. Яранск, — 1980–90-е гг. — 20 с. Архив Дождиковой Е.В.
  5. Кутюков, М. И. Яранск [Текст]: К четырёхсотлетию города / Михаил Кутюков. — Киров. — 1984. 128 с., ил.
  6. Проект зон охраны памятников истории и культуры [Текст]: Т. 1. Пояснительная записка. Историческая справка / В.В. Сумин, Г.М. Безверхов, Л.Б. Безверхова — Киров: Кировский политехнический институт. — 1994. — 35 с., илл., планы. Архитектурный отдел Яранской администрации.
  7. Проект зон охраны памятников истории и культуры [Текст]: Т. 2. Зоны охраны / В.В. Сумин, Г.М. Безверхов, Л.Б. Безверхова — Киров: Кировский политехнический институт. — 1994. — 34 с., илл., планы. Архитектурный отдел Яранской администрации.
  8. Список памятников градостроительства и архитектуры кировской области, состоящих на государственной охране на 1995 год. [Текст] // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 5. Архитектура — Киров: Вятка, 1996. — С. 332.
  9. Сумароков П.Н. Город Яранск в его прошлом [Текст]: Машинописная копия рукописи / Павел Сумароков. — Яранск. — 1917. — 60 с. ЯРМК.
  10. Тинский А.Г. Первый Вятский губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков [Текст] / А. Г. Тинский // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 5. Архитектура — Киров: Вятка, 1996. — с. 139–145.
  11. Царегородцев Г. Купалища на реке Ярани [Текст] / Геннадий Царегородцев, Леонид Ларин // Наш край №1. — Яранск. — 1997. — с. 13-14.